В предложении модальный глагол является частью составного глагольного сказуемого, и всегда стоит перед основным сказуемым. Глагол Сan переводится как 'мочь':
We can do it without her. - Мы можем это сделать без неe.
Как правило, модальные глаголы не имеют всех форм, которые имеют другие глаголы. Can имеет всего две временные формы.
Употребляемый после can глагол ставится в форме инфинитива без частицы to, то есть глагол не имеет никаких личных окончаний, в каком бы числе и лице он не находился. У самого can вообще никогда не появляется личных окончаний, с каким бы подлежащим он не употреблялся:
При употреблении can, простые наречия частотности - never, seldom, often, usually, always, также ставаятся перед основным, смысловым, глаголом не зависимо от типа предложения.
I can always take the children from the kindergarten.
Сложные наречия частотности - once a month, four times a year…, также стоят в конце предложения.
She can go to the fitness club twice a week.
Примечание
Can, как и слово 'могу' (можешь, может..), может относиться к настоящему и будущему времени:
We can call on him right now. - Мы можем заскочить к нему прямо сейчас.
I can finish this work next week. - Я могу закончить эту работу на следующей неделе.
В отличие от других глаголов, can - самодостаточный глагол и не нуждается во вспомогательных глаголах.
Для построения отрицательного предложения достаточно добавить к can отрицательную частицу not. Больше в предложении ничего не меняется.
Can имеет две отрицательные формы, которые различаются лишь по написанию и произношению. Как правило, отрицание из двух слов can not не используется, но есть cannot.
Очень популярна разговорная краткая форма отрицания - can't , которая по классическим правилам произносится как [ k a: n t].
Для постановки общего вопроса нужно поставить глагол can в начало предложения. Никаких других изменений в предложении не делается.
I can speak Spanish fluently. Can he speak Spanish fluently? Yes, he can.
Чтобы задать специальный вопрос, перед глаголом can ставится вопросительное слово. И опять - никаких других изменений в предложении не происходит.
В вопросе к подлежащему, как и в специальном вопросе, на первое место ставится Who/ What, на второе - can, только на третьем месте, в место подлежащего, находится сразу сказуемое, так как подлежащее (who/ what) уже есть в предложении.
Who can_ tell_ me what your homework for today is?
При образовании отрицательных вопросов из специальных и общих, к глаголу can прибавляется отрицание not. В отрицательных вопросах обычно используется краткая форма can't.
Общий отрицательный вопрос является, по сути, риторическим, с долей эмоциональной нагрузки.
Can't you listen to me more attentively?! Неужели ты не можешь слушать меня более внимательно?!
Can't she tell the truth this time? - Неужели она не может сказать правду хоть в этот раз?!
Такая же эмоциональная окраска сохраняется и в специальном вопросе, начинающемся на why.
Why can't we go to the party with them?!
В остальных отрицательных специальных вопросах эмоциональная нагрузка не так заметна.
So, where can't we walk?
Who can't dance well? Raise your hands. What else in the car can't work properly?
Практические задания